Приход Храма Преображения Господня с. Метели - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Преподобный Иоанн Дамаскин 101 глава из книги "О ересях"



101. Есть ещё и доныне господствующий, служа предтечей антихриста, блуждающий народ, тень измаилитов. Он происходит от Измаила, рождённого Авраамом от Агари, поэтому они называются агарянами и измаилитами. Сарацинами же их называют от слов "Саррас кеноус", потому что Агарь сказала ангелу: "Сарра кенен ме апелусен" (Сарра отпустила меня пустой). Они идолослужили и поклонялись утренней звезде и Афродите, которую на своём языке называли ХАБАР, что значит великая. Итак, до времени Ираклия сарацины явно идолослужат; от его же времени и доселе у них появился лжепророк, называемый Мамедом (Магометом). Он случайно познакомился с Ветхим и Новым Заветом, разным способом побеседовал будто с арианским монахом и затем составил собственную ересь. Расположив к себе народ видом благочестия, он пустословит, что ему ниспослано с неба писание. Написав в своей книге некоторые измышления, достойные смеха, он передал её им для почитания.

Магомет говорит, что единый Бог творец всего, что Он и не рождён и не родил никого. Он говорит, что Христос есть Слово Божие и Дух Его, творение и раб, что Он родился безсеменно от Марии, сестры Моисея и Аарона. Ибо, говорит он, Слово Божие и Дух вошёл в Марию и родил Иисуса, пророка и раба Божьего. Беззаконные иудеи хотели распять Его и схватив, распяли тень Его. Сам же Христос, говорит Магомет, не был распят и не умер. Бог взял Его к Себе на небо, потому что Он любил Его. И это говорит Магомет: когда Христос восшёл на небеса, Бог спросил Его, говоря: "Иисус, говорил ли Ты, что "Я есмь Сын Божий и Бог?" и ответил, сказано, Иисус: "Будь милостив ко Мне, Господи! Ты знаешь, что я не говорил, и я не стыжусь быть Твоим рабом. Но грешные люди написали, что я говорил это слово и солгали обо мне и заблудились". И сказал Ему Бог: "знаю, что Ты не говорил этого слова". И многое другое пустословя в этой книге, Магомет хвастается, что она ниспослана ему от Бога. Мы же говорим: "Но кто же свидетель, что Бог дал ему писание"? И когда они затрудняются ответить, мы скажем, что Моисей получил Закон, когда Бог явился на горе Синае пред лицом всего народа в облаке и огне, мраке и дыме, и что все пророки, начиная от Моисея и далее предсказывали относительно явления Христа и о том, что Бог Христос и Сын Божий придёт во плоти и будет распят, умрёт и воскреснет, и что этот будет судиёй живых и мёртвых. Мы скажем им: "Почему же ваш пророк не пришёл так, чтобы другие свидетельствовали о нём? И почему Бог, Который дал закон Моисею на дымящейся горе в виду всего народа, не в вашем присутствии дал и ему писание, о котором вы говорите, что уверовали в него?" Они отвечают, что Бог делает то, что хочет. Это и мы, скажем, знаем, но мы спрашиваем, каким образом писание низошло вашему пророку и они отвечают, что писание низошло на него сверху, в то время, когда он спал. Мы скажем в применении к ним следующую шутку: "так как он принял писание сонным и не почувствовал действия Божия, то на нём исполнилось слово народной пословицы..." Снова мы спрашиваем: "почему же вы, когда Магомет в вашем писании приказывает вам ничего не делать и не принимать без свидетелей, не сказали ему: прежде всего сам подтверди чрез свидетелей, что ты пророк, что от Бога пришёл и какие писания свидетельствуют о тебе"? Стыдясь, они молчат. "Так как вам не позволено без свидетелей ни жениться, ни продавать, ни приобретать, и так как и вы сами не принимаете без свидетелей осла или скота, то вы получаете и жён и имущество и ослов, и всё прочее при свидетелях, одну же только веру и писание без них, ибо передавший вам это писание ничем не подтвердил, и не только нет никого, кто свидетельствовал бы о нём, но и сам он получил писание во сне. Они называют нас этериастами потому, говорят, что мы к Богу присоединяем другого Бога, говоря, что Христос есть Сын Божий и Бог. Мы скажем им, что это передали пророки и писание, вы же, как утверждаете, принимаете пророков. Если мы ложно говорим, что Христос Сын Божий, то этому научили и передали нам. Некоторые из них говорят, что мы ложно приписываем это пророкам, аллегорически истолковывая их. Другие же говорят, что евреи из ненависти к нам ввели нас в заблуждение, написав это как-бы от имени пророков, с тою целью, чтобы мы погибли.

Снова мы говорим к ним: так как вы говорите, что Христос есть Слово Божие и Дух, то почему вы обзываете нас этериастами, ведь слово и дух неотъемлемы от того, в ком они существуют. Итак, если в Боге существует Его слово, то ясно, что и оно есть Бог; если же оно находится вне Бога, то Бог по-вашему бессловесный есть и бездушный. Итак, избегая того, чтобы Бог имел другого Бога, вы убили Его. Ибо лучше было бы Вам сказать, что Он имеет другого, чем убить Его или сделать как камень или что-либо иное из бесчувственных предметов. Таким образом вы ложно называете нас этериастами, мы же справедливо называем вас богоубийцами.

Они обвиняют нас, как идолослужителей, потому что мы поклоняемся кресту, которого они гнушаются; а мы скажем им: почему же вы прикасаетесь к камню, который находится в Каабе вашей и целуете его, обнимая? Некоторые говорят, что на нём Авраам совокуплялся с Агарью; другие же говорят, что здесь он привязал верблюда, намереваясь принести в жертву Исаака. На это мы им ответим: "Писание говорит, что гора была лесистая и там были деревья, из которых сделав вязанку, Авраам возложил её на Исаака, и что ослов он оставил со слугами. Откуда же вы болтаете этот вздор"?

Ведь там тернистые кустарники находятся и ослы не могут пройти. Сарацина стыдятся, тем не менее они говорят, что это - камень Авраама. Но мы скажем им: пусть тот камень, о котором вы болтаете, будет камнем Авраама. Итак, обнимая его потому только, что на нём Авраам совокуплялся с женщиной или потому, что к нему он привязал верблюда, вы не стыдитесь, как же обвиняете нас в том, что мы поклоняемся кресту Христа, которым сила демонов и блужданья диавола были уничтожены? То же, что они называют камнем - есть глава Афродиты, которой они поклоняются, называя её Хавет. На этом камне и доселе видет для того, кто внимательно всматривается, след высеченной головы.

Этот Магомет, оставив много вздорных басен, каждой из них дал особое название, например: писание "О жене". В нём Магомет устанавливает, что можно открыто взять четыре жены и, если можешь, тысячи наложниц - сколько можешь содержать, помимо четырёх жён. И что можно, если пожелаешь, одну отпустить, а другую, если захочешь, взять. Это Магомет установил по следующему поводу. Магомет имел сотрудника по имени Зид, у него была красивая жена, которую полюбил Магомет. Когда они сидели, Магомет сказал: "Бог приказал мне взять твою жену". Тот ответил: "Ты посланник, делай так, как сказал тебе Господь; возьми мою жену". Точнее, вместо того, что мы сказали выше, Магомет сказал ему: "Бог заповедал мне, чтобы ты отпустил жену свою". Тот отпустил. По прошествии нескольких дней Магомет говорит: "но Бог заповедал, тобы я взял её себе". Затем он, взяв и прелюбодействовав с нею, установил такой закон: желающий пусть отпустит жену свою. Если же отпустив, обратится к ней снова, то пусть другой на ней женится, ибо невозможно взять её обратно, если на ней не женится другой. Если даже и брат отпустит, то на ней, при желании, может жениться и брат его. В том же сочинении Магомет предписывает следующее: "возделывай землю, которую Бог дал тебе, и обрабатывай её и делай то-то и так-то", чтобы не говорить, как тот, всего постыдного.

Также есть писание "О верблюдице", о которой говорится, что та была верблюдица Божия, выпивала целую реку и не могла пройти между двух гор, потому что не было достаточно места. Итак, говорит Магомет, в том месте был народ, и один день воду пил этот народ, а на следующий - верблюдица. Испив воды, верблюдица питала их, доставляя вместо воды молоко. Восстали, говорит, те мужи, так как они были злые, и убили верблюдицу, но у той было дитя - маленькая верблюдица, которая, сказано, когда мать убили, воззвала к Богу, и Бог взял её к себе. им мы скажем: откуда этот верблюд? Они говорят, что от Бога. Мы спросим: с ней совокуплялся другой верблюд? Они говорят: нет. Откуда же, спрашиваем, она родила? Ибо мы видим, что ваш верблюд без отца и без матери и без родословной. Родившая его зло пострадала, но и тот, кто совокупился с ней, не является, и малая верблюдица взята на небо. Почему же ваш пророк, с которым, по вашим словам, говорил Бог, не узнал относительно верблюдицы, где пасётся она и кто вскормил её молоком. Или, быть может, и она сама, как мать, была убита, или же она вошла в рай вашим предтечей. И из неё будет для вас молочная река, о которой вы говорите. Ведь вы говорите, что три реки текут для вас в раю: из воды, вина и молока. Если предтеча ваш - верблюд находится вне рая, то ясно, что он высох от голода и жажды или другие воспользуются его молоком. Напрасно ваш пророк болтает, что он беседовал с Богом, ибо даже тайна верблюда не была открыта ему. Если же он находится в раю; то снова пьёт воду, и вы страдаете от недостатка воды среди наслаждений рая. Если же захотите вина из протекающей реки, то, испив его несмешанным, в виду отсутствия воды (ибо верблюд выпил всё), воспламеняетесь, подвергаетесь опьянению и спите.

Чувствуя же тяжесть после сна и хмель от вина - забываете об удовольствиях рая. Как же пророк ваш не позаботился, чтобы этого не случилось с вами в раю наслаждения? Почему он не подумал относительно верблюда, где он теперь находится? Но вы не спросили его об этом, когда он рассказывал вам кк бы во сне о трёх реках. Мы же возвещаем вам открыто, что удивительный ваш верблюд ранее вас вошёл в души ослов, где будете жить и вы, подобно скотам. Там мрак бескрайний и бесконечное наказание, огонь шумящий, червь неусыпный и адские демоны.

Снова в писании "о трапезе" Магомет говорит, что Христос просил у Бога трапезы и она была дана ему. Бог, говорит, сказал Ему: Я дал Тебе и тем, кто с Тобою, бессмертную трапезу.

Кроме того он сочинил писание "о корове" и некоторые другие бредни, достойные смеха, которые, в виду их множества, я думаю, должно опустить. Он установил, чтобы сарацины с жёнами обрезывались, и приказал не соблюдать суббот и не креститься, одно из дозволенного в законе есть, а от другого воздерживаться; винопитие же совсем запретил.


Назад к списку