Приход Храма Преображения Господня с. Метели - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Преподобный Максим Грек Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру



Часто случается вам состязаться с враждебными христианам измаильтянами о благочестивой нашей вере так как эти ненавистники христиан не только не хотят исповедывать Христа истинным Богом и Сыном Божиим, но еще и надругаются над нами за то, что мы исповедуем Его Сыном Божиим и Богом. Если же хотите заградить им уста и посрамить их, то не приводите им доказательств ни из какого другого боговдохновеннаго писания, как только из Евангелия, ибо бесовдохновенная их книга, называемая у них "Коран", во многих местах хвалите святое Евангелие, и называет его правильным и святым и считает ниспосланным с неба, В доказательство того, что Xpиcтос есть и истинный Бог и Сын Божий, каким мы, верующие в Него, признаем Его, как мы веруем в Него и покланяемся Ему, говорите им так со всякою кpoтостию и с правильным пониманием: так как и вы признаете что Евангелие наше - справедливо и истинно, то почему не слушаетесь его, когда оно так ясно говорить о Божестве Христовомъ? Ибо в Евангелии от Иоанна говорится ясно так: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Иоан. 1,1). Видишь ли, как ясно называет Богом Слово Бога Отца, и что Слово изначала всегда было у Бога, то есть, неразлучно было от Бога Слово, и что Оно есть Творец и Создатель всего? Вся, говорить, Тем быша, то есть, все видимое и невидимое. И без Него ничтоже бысть, еже бысть. А чтобы мы не подумали, что Слово Бога Отца есть такое же, как наше, слово, непричастное жизни, разливающееся по воздуху и исчезающее, - святое Евангелие учит нас, говоря: В том живот 6е, то есть, в самом Слове Бога заключается жизнь, и Он - живот и свет человеком, верующим в Него. А что Слово Бога Отца пришло в мир сей и соделалось совершенным человеком, кроме греха, то же святое Евангелие говорить далее: в Mipе бе, и мир тем бысть, и мир Его не познал, со своя прииде, и свои Его не прияша, то есть, неверующтй народ иудейский. Затем говорить: и Слово плоть бысть, то есть, облеклось в человеческую плоть и явилось в мир сей повидимому совершенным человеком, разумеваемый же как совершенный Бог. Далее говорить: елицы же прияша Его, то есть, которые уверовали в Него и исповедуют Его совершенным Богом и совершенным человеком, и уповают на Него, даде им область чадом Божиим быти. Которые же Его отметают и не исповедуют Его Сыном Божиим, те не могут ни быть, ни называться чадами Божиими, по слову того же божественнаго Евангелия. Вот святое Евангелие показывает, что Xpиcтос есть Слово Бога Отца и Творец и Создатель всех видимых и невидимых созданий, что Он - свет и живот человекам, верующим в Него, что пришел уже в мир, и облекся в плоть человеческую, Он и пил с людьми и был совершенным человоком. И это - действительно, а не по привидению, как лжесловят некоторые еретики.

Теперь разсмотрим и то, что святое Евангелие называет Его Сыном Божиим, и что правильно ли мы, xpiстиане, исповедуем и именуем Его Сыном Божиимъ? Что Он правильно и преподобно именуется Сыном Божиим, явствует из того, что сам Бог Отец, в святых Евангелиях, именует Его Сыном Своим возлюбленным, и свидетельствует это о Нем свыше гласом, который был слышан, когда Он крестился во Иордане реке от Иоанна Предтечи, и вторично, когда преобразился пред учениками Своими на гори Фаворской, когда слышан был с неба глас Божий, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немь же елаговолих, Того послушайте. Если же святое Евангелие показывает, что Бог Отец именует Христа Сыном Своим возлюбленным, то почему вы, агаряне, отрицаетесь сыновства. и Божества Его, укоряете нас, исповедующих Его Сыном Божиим и Богомъ? Если признаете святое Евангелие правильным и истинным, то верьте и вы, и с нами исповедуйте, что Христос воистину и действительно есть Сын Божий. Имея такое свидетельство Самого Бога Отца, сшедшее с неба, мы xpicтiaнe, веруя свидетельству Бога Отца, хорошо и правильно исповедуем Христа Сыном Божиим, а не рабом и не простым человеком, как вы называете его и этим оказываетесь Его досадителями. Услышим еще и другое евангельское свидетельство и доказательство о Xpicте, что Он, действительно, есть Сын Божий. Князь некоторый иудейский, по имени Никодим, пришел ночью ко Христу, желая услышать от Него какое-либо высокое и дивное учение. Ему Xpicтос так ответил: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного даль есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный, И далее: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судить Mipoвu, но да спасется Им мир. Веруяй в Онь не будет осужден: а не веьруяй, уже осужден есть, яко не верова во имя Ееинороднаго Сына Божия. Сей же есть суд, яко свет прииде в Mip, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша бо их дела зла (Иоан. 3, 16-19). Видишь ли, как явственно Он три раза Сам Себя именует Единородным Сыном Бога Вышняго, что Онъ - Свет в мир пришел, и что не веруюищй в Него уже осужден, а верующий не боится осуждения, ибо спасен будет от грядущаго праведнаго и страшнаго гнева Божия на сыны непокоривые. Вы же как надеетесь получить спасение в день страшнаго Его пришествия, когда отметаетесь Божества Его и сыновства? Если вы искренно, а не лицемерно, хвалите святое Евангелие и говорите о нем инзиль-хак["Евангелие истинно" - Коран]: то перестаньте уже досаждать и хулить Xpicтa, а исповедуйте Его с нами Сыном Божиим, как свидетельствует о Нем святое Евангелие, - если желаете избежать грядущаго праведнаго и страшнаго гнева Божия на сыны непокоривые, отрицающихся Единороднаго Сына и Слова Божия. Также и блаженный Иоанн Креститель и Предтеча Христов свидетельствуеть в Евангелии от Иоанна ясно и утвердительно о Xpicте, где говорится так: и свидптельствова Иоанну глаголя, яко видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на Нем, и аз не ведех Его: но пославый мя крестити водою, то есть Бог Отец, Той мне рече: над негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым. И аз видпх и свидтьтельствовах, яко сей есть Сын Божий (Иоан. 1, 32-34). Тот же божественный Иоанн говорить о Спасителе Xpicте и следующее: Грядый свыше, над всеми есть. Это он говорить о Xpicте, а о себе говорить с самоуничижением: сый от земли, от земли есть, и от земли глаголет, И опять о Xpicте: грядый с небесе над всеми есть, И еже виде и слыша, cie свидгьтельствует: и свидетельства eгo никтоже приемлет, Отец бо любить Сына, и вся даде в руце Его. Веруяй в Сына, имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 31-36).

Имея такия великия и сильныя свидетельства святаго Евангелия мы, xpicтiaнe, веруем и исповодуем всею душею и всем сердцем, что Христос есть Сын Божий и Бог, и посредством крещения очищаемся от грехов наших, призывая Отца и Сына и Святаго Духа, по заповеди и завещанию Самаго Спасителя Христа, Который сказал святым Своим ученикам и апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Mф. 28, 19); иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будете (Марк. 16. 16). Вы же, агаряне, если, действительно, верите, что Евангелие-истинно и справедливо, и сошло с неба, то почему вы отрекаетесь и не слушаетесь таких сильных евангельских свидетельств и доказательств о Божестве Xpicтовом и не исповедуете Его ни Богом, ни Сыном Бога Вышняго, и не крещаетесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Чем же после того надеетесь спастись? Или тем, что обрезываете, по иудейски, срамные свои уды и этим думаете спастись? Сильно обманываетесь: это обрезание не приносить теперь никакой пользы. До пришествия Xpicтовa в мир сей, обрезание, совершаемое по закону Моисееву, имело силу, так как совершалось по повелению Божию, и обрезавшиеся имели надежду спасения, но лишь при условии исполнения остальных заповедей Божиих. А с того времени, как Xpiстос пришел и преподал новый и совершеннейший евангельский закон, Моисейское обрезание прекратилось и окончательно упразднено и не имеет уже никакой силы. Ибо с пришествием Истины-Христа, прекратились прообразы, то есть, Моисейские завещания о жертвах и все иудейские обычаи. Также и самое ежедневное омовенie водою срамных ваших членов, не очищает душ ваших от плотских ваших нечистот, как и псов никогда не очищает от скверны и мерзкаго их смрада то, что они лижут языком свои проходы и срамные уды, ибо они и при этом остаются всегда мерзкими, злосмрадными и нечистыми. Не получаете и вы также отпущения грехов посредством омовения афедронов ваших и срамных членов, ибо этим вы только внешность сткляницы и блюда очищаете, а внутренность их полна всякой нечистоты. Выполощите внутренность чаши, то есть, очистите души свои святым крещешем, совершаемым во имя Отца и Сына Святаго Духа, и тогда души и сердца ваши будут чисты от всякаго нечестия беззаконияя и всякой нечистоты: так повелевает святое Евангелие, которое вы почитаете и о котором говорите "инзиль-хакъ", то есть, что оно правильно и истинно. В нем говорится, что Никодиму, князю иудейскому, сам Xpicтос сказал: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия. И опять ему же: аминь, аминь глаголю тебе аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3, 3-5). Почему же такъ? А потому, что одна вода, без призывашя Святыя Троицы, только внешнюю грязь тtла очищает, а не душевную гнилость. Очистите же душевную вашу проказу святым крещением, совершаемым во имя Отца и Сына Святаго Духа, и тогда будете чисты.

Но вы еще говорите, что мы, христиане, исповедуя Отца и Сына и Святаго Духа, вводим трех Богов. Не дай Господи! Этого быть не может! Если кто исповедует трех Богов, тот да будет проклят на веки веков, аминь! Мы знаем единаго Бога, Творца и Создателя всего, имеющаго Слово и Дух, равночестных и тождественных по Божеству, собезначальных и сонрисносущных, ибо никогда Бог не был без Слова и Духа. Такой хулы не будет в нас. Поэтому и говорим: вечен Бог Отец, вечен Сын и Слово Его, и с Ним вечен и Дух Святый, исходяпцй от Отца. Един Бог в Троице, а не три Бога, да не будет сего! Как ум, слово и дух все три называются одною душою, а не три души; также круг солнечный, свет и лучь, все три составляют одно солнце, а не три солнца: таково и таинство Святыя Троицы. Хотя и говорим: Бог Отец, Бог Сын и Слово Его, Бог и Всесвятый Дух; но эти три - не три Бога, а все три - един Бог, безначальный и безконечный. Услышьте и другой пример: высоюй трехъэтажный дом, разделяется на три: и подвальная часть есть и называется дом, и следующий этаж есть и называется дом, и самая верхняя часть, которую мы называем горницею, также есть и называется дом; однако эти три этажа составляют не три дома, а один дом. Также, всякое дерево имеет корень, стебель, ветви; но эти три соотавляют одно дерево, и так называются, а не три дерева. Также и относительно дня: время от утра до завтрака есть и называется день, время от завтрака до полудня также есть день, и время от полудня до вечера также есть и называется день; однако эти три времени дня составляют не три дня, а один день, Так и о Божестве: Бог Отец, Бог и Сын, Бог и Святый Дух; однако не три Бога, но все три - один Бог, едино царство, едина власть, едина сила. Если же еще не веруете, и таинство cie, превосходящее всяшй ум и всякое слово, не приемлете и уразуметь не можете, то я вам покажу, что и вы, не разумея и не хотя, исповедуете единаго Бога триипостасным. Скажите: когда вы исповедуете свое зловерие, то почему подымаете не большой палец, а указательный? Очевидно, потому, что большой палец имеет только два сустава, и потому он не соответствует для изъявления трех Богоначальных Ипостасей. Указательный же палец имеет три сустава, - и как каждый сустав пальца в общем составе называется палец, однако не три пальца, но все эти суставы суть один палец. вот и вы, сами не понимая и не желая, подниманием указательнаго пальца, исповедуете трисоставнаго единаго Бога, то есть, Святую Троицу. во имя Ея соизвольте и вы креститься, чтобы сподобиться вам быть верными и родными чадами Сарры, свободной жены патриарха Авраама. Ибо пока вы не крещены, вы - беззаконныя чада рабыни Агари, отчужденные и изгнанные от наследоя праведнаго Авраама, и не имеете никакого соучастия с Исааком, сыном свободной.

Мы могли бы предложить вам, для вашего уверения, много и других сильных свидетельств и указашй из книг Моисеевых и пророчеоких, в удостоверение того, что одна только истинная, непогрешительная и богоугодная вера есть - вера евангельская и апостольская, которую содержать православные христиане. Но так как вы более всех других книг хвалите Божественное Евангелие и удивляетесь ему, то и мы сделали вам указания из одного только Евангелия, дабы вы не могли сказать, что - де вы xpicтiaне приводите нам ложныя свидетельства и доказательства.

Еще вы поносите нас, говоря: „Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страдашй и умертвить безчестною смертью." Против этого безумнаго и богоборнаго прекословия вашаго, отвечу вам опять из того же святаго Евангелия. Что Xpicтос есть Бог Вседержитель и Творец всего, это мы уже показали приведенными нами евангельскими свидетельствами, А что Он добровольно предал Себя на смерть, а не по причине безсилия человеческаго Его естества, иудеи схватили Его и умертвили, и что Он мог в мгновение ока не только Иерусалим и живущих в нем иудеев погубить, но и находящихся по всей вселенной непокорных иудеев сразу истребить, - это мы покажем вам тем же святым Евангелием. Что Он Сам Себя добровольно предал на смерть ради спасения людей, - об этом Он сам свидетельствует, говоря так в Евангелии от иоанна: Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагаете за овцы. И опять: Аз есмь пастырь добрый: и душу Мою полагаю за овцы. Сего ради Мя Отец любит, яко Аз думу Мою полагаю, да паки npiиму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки npiяmu ю. Сш заповгъдь приях ом Отца Моего (Иоан. 10, 11-18), то есть, по совету и изволению Отца Моего небеснаго Я пришел в мир сей, чтобы чрез Меня всем людям стало известно святое имя Его, и чтобы Мне ради спасения людей принять плотию смерть. Потому Отец и любит Меня, что Я твердо соглашаюсь умереть, чтобы род человеческий посредством Моей смерти получил жизнь вочную. И Я, исполняя волю Отца Моего, добровольно полагаю душу свою за спасение многих, то есть, подъемлю смерть по человечеству. Как и в другом месте говорит: Сын человгьческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лук. 9, 56), и дати душу Свою избавление за многих (Mф. 20, 28), как и в другом месте говорить: се восходим во Иерусалим, и скончаются вся писанная пророки о Сыне человпческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и бивше убиют Его: и в третий день воскреснет (Лук. 18, 31-33). А как пророки Божии по воле Божией так о Нем предсказали, и Он Сам соизволил все это твердо претерпеть, то почему вы, агаряне, отметаетесь такого человеколюбия и промысла Божя и поносите нас, которые веруем и исповедуем все это как совершившееся по неизреченному Божию совету? Разве мы все это предсказали о Нем и написали? Нет; но святые пророки Божии, просвещенные Духом Святым, предвозвестили это о Xpicте Спасителе. Какой срам и какое безславие Христу и нам: - Ему, что Он так пострадал по воле Божией, а нам, что мы веруем этому и спасаемся поклоняемыми страстями Сына Божия? Не слышите ли, как Сам Христос поносить неверие учеников Своих, а в лице ихъ всех, отметающихся того, что о Нем предсказано святыми пророками? В Евангелии от Луки Он говорить так: о несмысленная и косная сердцем еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы. Не сия ли подобаше пострадати Xpicту, и внити в славу Свою? (Лук. 24, 25. 26). Итак, вы, несмысленные и косные сердцем и неверные, которые не верите сказанному пророками о спасительных страдаюях Xpicтовых, которыми Он прославился и вошел в славу Свою и в царство небесное. Мы же, ворные, оказываемся у Бога мудрыми и спасаемся верою в Него. Спрашиваем вас: скажите нам, каким святым писаниям последуя, отметаетесь Христова Божества и сыновства, и спасительныя страсти Его считаете для Него безчестием и безславием, и нас укоряете и поносите? Этого вы показать не можете, Ибо Сам Xpicтос опять, святым Евангелием Своим заграждает вам уста, говоря: ныне прославися Сыне человгъческий, и Бог прославися о Нем, и Бог прославить Его в Себе, и aбie прославить Его (Иоан. 13, 31-32). Это Он сказал после того, как иуда-предатель, вставь с вечери, отправился к архиереям иудейским, чтобы предать им Xpicтa, так как они жаждали Его смерти, Поэтому и Господь наш Иисус Христос, желая пострадать за наше спасение и зная лукавое намерение иудеев с великим веселием воззвал к прочим своим уч-никам: ныне прославися Сын человлчестй, и прочее. Видите ли, как Он крест, трехдневную смерть Свою и прочия страдания называет и считает Своею славою и славою самаго Бога Отца? Как же Он прославился? Прославился тем, что чрез спасительныя Его страдания, чрез воскресение и вознесение на небо, излилась благодать и преподан дар Святаго Духа святым Его ученикам, а чрез них и всем народам, прелесть же богомерзкаго идолослужения окончательно прекратилась, и всюду возсиял свет непогрешительнаго боговедения. В этом заключается слава Христова, то есть, в спасении человечества, от котораго вы, по великому своему нечувствию, отпадаете без ума. Поймите же, что, иначе говоря, страсти Христовы составляют Его славу, а не безчестие, как вы неправильно думаете. Какими страшными знамениями прославил Его Отец Его небесный после того, как Он добровольно предал Себя беззаконным иудеям на распятие! Вися на кресте, повидимому как бездыханный мертвец, Он тотчас превратил день во тьму, так что луна омрачила солнечный свет на три часа, земля вся страшно трепетала, камни распались, гробы отверзлись и многия тела усопших святых воскресли и явились многим в святом граде Иepycaлиме, как написано в святом Евангелии. Поймите же, какова страшная сила Распятаго и преданнаго погребению. Неужели Он не мог и прежде Своего распятия совершить такия страшные знамения и привести в ужас сопротивляющихся Ему и погрузить их в пропасти адовы, как Дафана и Авирона? Воистину мог, как Бог всесильный! Если будучи бездыханным мертвецом, мог явить таюя страшныя знамения, то тем более мог бы сделать это, будучи жив, но Он хотел не яростию и неудержимым гневом, а кротостию, благостию и долготерпением обратить к Себе и спасти род человеческий.

Итак, познав из безчисленных чудес, катя сотворил Он Сам в зловерном народе иудейском, и каюя совершил чрез учеников Своих по всей вселенной, и из страшных знамений, совершившихся в день распятя Его, благость Его и неизследимую Божественную силу, отступите от сатанинскаго, преданнаго вам отцами, неверия вашего и приступите с истинным покаянием к Спасителю Христу и Богу всех и просветитесь просвещением непогрешительнаго богопознания, возмите на себя иго Его - евангельский закон, и учение истинное и благое, и бремя Его легкое, то есть, спасительныя Его заповеди, посредством которых души верующих слагают с себя тяжесть многообразнаго греха, и приемлют некрадомое богатство духовных дарований, чрез что соделываются жилищем Божиим, как обещал Сам Господь, говоря: аще кто любить Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбить его, и к нему придем и обитель у него сотворим (Иоан. 14, 23). Итак, если искренно хвалите божественное Xpicтово Евангелие и считаете его правильным и истинным, то позаботьтесь исполнять написанное в нем слово Xpicтово, то есть, заповеди Его, повеления и догматы об Отце и Сыне и Святом Духе, чтобы быть вам отселе домом Святыя Троицы и чтобы были изгнаны из вас живущие в сердцах ваших лукавые и нечистые духи.

Назад к списку