Приход Храма Преображения Господня с. Метели - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Преподобный Максим Грек Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его скверного пса Магомета



По мере живущей во мне благочестивой веры и на сколько содействовала благодать Святаго Духа, мы изобличили уже и иудейское зловерие, и еллинское нечестие и латинския ереси; богомерзких же агарян многоразличное нечестие и бесовскую прелесть если оставим без обличения, то никто за это нас не похвалить, а напротив, всякий осудить нас в крайнем небрежении и в ослаблении божественной ревности к благоверию. Поэтому, призвав неисчетную благодать Божественнаго и поклоняемаго Параклита (Утешителя Св. Духа), примемся с Божиею помощно говорить в защиту непогрешительной, боголюбезной и единой спасительной веры.

Есть много различных признаков, составляющих спасительную по Боге истинную веру, но из них три свойства более всех прочих необходимы для показатя непогрешительнаго и спасительнаго благоверия. Они суть следующия: Сам ли Бог, всех Творец и Владыка, установил ту или другую веру; праведен ли и преподобен и благочестив, и исполнен всякой премудрости и разума - тот, чрез котораго Бог, Творец и Владыка, ввел ее в жизнь, и третие, согласны ли узаконения известной веры во всем с догматами и заветами бывших от века боговдохновенных пророков и апостолов и вселенских отцев и учителей. Достовернейшие свидетели сих слов суть Авраам и Моисей и бывшие после него в разные времена все божественные пророки и сам Христос, Который тех, за совершенную их добродетель и за их благочестие избрал и исполнил всякой премудрости и разума и соделал их законоположниками богоугоднаго жительства, Который Сам исполнил узаконенное ими, хотя и несовершенное, по причине немощи тогдашних людей, и запечатлел божественно и властно. Избрав блаженнаго Авраама, похвалив и благословив его за то, что он благочестивым разумом и похвальною ревностию обличил отца своего, как соделавшагося наставником нечестия для прочих людей, сотворенных же им идолов сокрушил, познав сам единаго Бога и исповедав Его Создателем и Промыслителем неба и земли и всего, что в них, от доброты твари уразумев превосходнейшаго их Художника, За такое благочестие Господь и воздал ему том, что Сам явился ему в виде трех мужей, побывал под кровом его кущи, и человекообразно принял от него угощеше, при чем дал ему величайпля обетования, что сделаот его отцом многих народов, и что жена его, Сарра, уже состаревшаяся, родит ему сына, и что от Семени его благословятся все народы земли, и что семя его умножится, как песок, который по берегу моря, и как звезды небесныя. Дав ему такия обетования, Творец и Владыка всех положил ему неписанный закон-тайну обрезания, сказав ему: „Благоугождай предо Мною и будь безукоризнен и непорочен." Все это блаженный тот муж принял с верою и сохранил и исполнил без порока как сам, так и потомство его, даже до Моисея. - Таковы явления и обеты Создателя всех, Владыки и Бога, бывшия блаженному тому и благочестивому мужу, патриарху Аврааму, как явствует из Божественнаго Писания. А бывшее блаженному Моисею явление, схождение и пришествие насколько велики и страшны! Они воистину страшны и превосходят всякое слово и всякую мысль. Сам Бог явился ему в видении огня, освещающаго, но не опаляющаго купину, и воззвал по имени божественнаго того мужа, и объявил себя Богом отцев его: Авраама, Исаака и Иакова и послал его в Египет извести из многолетнего рабства и от притеснешя потомков Авраама, то есть, народ израильский. Он прославил его там пред фараоном и пред всем Египтом многими чудесами, а потом и в Чермном море, которое Божественное Своею силою изсушил и безчисленный народ израильский провел чрез него немокрыми ногами. Но, дабы перечисляя подряд все, бывшие там вышеестественные чудеса, не наскучить вам повествованиями о том, что вам и без того известно, закончу речь сошествием Божиим на верх горы Синайской, для непосредственнаго собеседования, где Он и явил ему Себя, на сколько можно человеческой немощи воспринять явление Божие, - говорил с ним, как друг говорит со своим другом и дал ему закон, писанный на скрижалях из камня сапфира, начертав на них Своим Божественным перстом десять заповедей, живя по которым и направляя себя по ним, люди могли бы благоугодить Богу. Что эти блаженные мужи были таковы и столь дивны, и что Сам Создатель всех и Владыка чрез них благолепно, по неисчетному Своему человеколюбие, ввел свой закон в человеческую жизнь, - об этом довольно много сказано. А о самом Спасителе нашем, Христе Боге, Который всю, вообще, видимую и невидимую тварь просветил евангельскою проповедью, или, что то-же, невечерним светом непогрешительнаго боговедения и благочестия, - представляется излишним и говорить. Об этом говорит пророк: покры небеса добродетель его, и хваления его исполнь земля, и опять и сияние его яко свет будет (Аввак. 3,3.4). Начиная с самаго столпотворения, после бывшаго при Ное потопа, когда люди умножились по всей земле, и род человеческий омрачился всякою злобою и всяким видом нечестия и прелестию идолослужения, - кто мог, до самаго превышающаго всякий ум и слово воплощения Бога-Слова, вполне избавить род наш от этой прелести и насадить в нас опять великую и преестественную тайну благочестия, которая пророком названа сиянием и светом. Сиянием потому, что ранее она заключалась в одном народе и в одной стране иудейской и местно их озаряла; светом же, как распространившуюся уже оттуда и вполне озарившую все языки, чрез блаженных апостолов, как сказано в Писании: осветиша молния твоя вселенную (Пс. 76, 19). Можно и иначе понимать это пророческое изречение. Сияние-это данный Моисеем закон, как не совершенный, по слову божественнаго апостола, который говорит: ничто же бо сотворил закон {Евр. 7, 19), или как объяснил Сам податель обоих законоположений, сказав о законе Моисеевом: не приидох разорити закон или пророки, но исполнити (Mф. 5, 17), то есть: усовершенствовать его, как не совершенный. Ибо закон Моисеев наказует только самыя действия греха, говоря: не прелюбы сотвори, не убий, не укради и так далее. А евангельсюй закон новаго завета самыя причины поименованных грехов объявляет подлежащими страшному осуждению, говоря: Аз же глаголю вам: иже аще воззрит на жену во еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцг своем (Mф. 5, 28). И опять: всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду, иже бо аще речет брату своему рака, повинен есть сонмищу, а иже речет уроде, повинен есть геенне огненной (Mф. 5,22); так и об остальном. Ибо началом и причиною убийства служить безмерная ярость и гнев, как блуда - лукавое похотливое взираше. Итак, ветхий закон, как показующий только греховныя деяния, приравнивается сиянию; ибо сиянием называется, обыкновенно, утренний на заре, так сказать, безсолнечный свет; совершенный же свет, это - евангельский закон, как делающий человека совершенным по Богу и возводящий его на первообразную доброту преблагаго Бога, создавшаго его по образу Своему и по подобию.

Сказав сколько нужно было о Xpиcте Спасителе и об установленной Им истинной вере, обратимся с помощью Божиею к обличешям нечестия скверного пса Магомета. В начале этого слова сказано нами, что три некоторыя свойства наиболее составляют необходимейшую принадлежность спасительной и непогрешительной веры в Бога, то есть: самим ли Богом установлена она, и праведен ли и преподобен и благочестив и исполнен ли всякой боговдохновенной премудрости и непогрешительнаго разума тот, чрез котораго Владыка всех ввел ее в жизнь человеческую, и согласна ли она во всем с догматами и преданиями боговдохновенных пророков и апостолов. Оставив ныне разсмотрение перваго и последняго из сих свойств, разсмотрим прежде среднее между ними. Ибо когда это свойство будет разоблачено, тогда и остальныя удобно разоблачатся. Начну же с следующаго. Что этот скверный льстец и предтеча самаго нечестивейшаго антихриста сначала не был причастен ни благочестию, ни какой-либо премудрости и не имел никакого научнаго образовашя, это явственно доказывает существующая о нем повесть, которую я слышал от достоверных мужей, достоверно знавших касающееся его. Они разсказывали, что он был работником одного богатаго измаильтянина в Аравии, извозничествовал у него и часто по найму бывал в Палестине и в Сирии с купцами измаильскими и сирийскими. Когда же господин его умер, то прежняя его госпожа, полюбив его, сделала его своим сожителем и наследником всех своих имений. Получив большое богатство и имея старейшинство в своем аравийском народе, захотелось ему и законоположение новое ввести, и сродное ему племя аравийское, служащее идолам, отклонить от этого и привести будто бы в благочестивую веру.

Когда он занялся размышлешемъо сем, то источник всякаго зла - диавол, всегда ратующий и наветующий против благочестиваго христианскаго рода, привел к нему орудие, соответствующее его злобе и скверне,- иудеянина некоего, именем Илию, который за какую-то свою ересь был прогнан живущими в иерусалиме иудеями. Этот, будучи любезно принять скверным Магометом, научил его всякому иудейском узловерию и ереси: научил знать единаго Бога в едином лице, а не триипостаснаго; также научил обрезываться, не есть свиное мясо, часто очищать себя водой от случающихся ежедневно согрешений и многому другому, соблюдаемому иудеями; жен же брать себе сколько кто хочет и может содержать. Всему этому научил его иудеянин, - чего раньше он совершенно не знал. Другого учителя зловерия, на большее прельщение человеческаго рода, злокозненный диавол представил ему в лице некоего инока, выгнаннаго из Константинополя за арианскую ересь и другия богомерзшя его хулы. Этот, придя к нему, и уразумев малоразвитость его ума, и что он нисколько не сведущ в делах божественных, - преподанных ему ранее иудеянином не похулил и не отвергнул, а напротив утвердил его в них; от себя же всеял в него всю ересь арианскую, научив его почитаемого христианами Христа называть не Богом, а только человеком, исполненным всякой святости, превосходящим святостию всех бывших от века пророков, но исповедывать его не Богом и не Сыном Божиим, но рабом Божиим, и творением Божиим, а не Творцом. Божественную книгу Святых Евангелий он научил его почитать и лобызать, как сшедшую с неба, и некоторые другие, подобные сим, преподал ему учения, за что и удостоился от него большей почести, чем иудеянин. Позавидовав ему в этом, иудеянин вознамерился погубить инока-арианина, что и привел в исполнеше следующим образом. Однажды скверный Магомет отправился ради прогулки в поле, имея с собою и обоих сих учителей. Проехавшись и достаточно насладившись прогулкой, они сели трапезовать; насытившись пищей и напившись вина, легли спать, при чем по обоим сторонам ученика легли учители его. Магомет и инок заснули крепким сном, иудеянин же не спал. Вставь с своего ложа и взяв Магометов меч, он зарезал им окаяннаго инока, а сам лег и притворился спящим. Вскоре после того Магомет пробудился и, увидев лежащаго возле себя инока зарезанным, очень смутился, разбудил иудеянина .и стал препираться с ним по поводу у6ийства инока, иудеянин же, горячо возражая ему и оправдывая себя, говорил Магомету: “Посмотрим, чей меч окровавлен, и по этому узнаем, кто его обезглавил." Когда же оба вынули из ножен свои мечи, то меч магометов оказался в крови. Тогда иудеянин говорить Магомету: „Вот, твой меч разрешил сомнение и свидетельствует о мне, что я не повинен в крови этого человека." Тогда, как пере-ает повесть о семь, Магомет сильно устыдился своего дела и постановил закон для своих единомысленников и для последователей его безверия, отнюдь не пить вина, так как оно служить причиною убийства.

Но здесь следует вернуться к прежним коварным действиям убитаго инока, и что сделано им к утверждению новоявленной бесовской прелести сквернаго Магомета; сказав сначала об этом, перейду к повествованию об остальном его нечестии, на сколько поможеть мне видящий истину Иисус Христос, Который есть надо всеми Бог.

Супруга сквернаго сего (Магомета) сильно скорбела о том, что супруг ея на каждое новолуние сильно страдает и, как лунатик, пускает из уст пену, падает на землю и терпит страшныя мучешя от лукаваго демона, и по этой причине хотела с ним развестись. Скверный Магомет открывает все это иноку и просить его помочь ему, если что можеть. Тот говорить ему: „Нисколько об этомь не сокрушайся: я избавлю тебя от этой новой скорби, только дозволь мне поговорить с твоею супругою. С дозволения Магомета, инок вошел к ней, поговорил с нею много о пророках и о бывших им от Бога откровениях посредством явлений ангельских, и что пророкам Божшм является иногда нечто страшное от посылаемых им от Бога ангелов, и часто, будучи не в состоянии перенести страшное их видение, они падают в ужасе на землю. „Нечто подобное, говорят, случается и с твоим мужем, когда сходить к нему с неба архангел Гавршл, открывая ему Божия повеления и советы. Поэтому тебе следует радоваться, госпожа, и хвалиться, что ты сподобилась быть женою такого мужа." Такими злохитрыми речами, льстец тот - инок, убедил женщину и чрезь нее вскоре прославил его пророком между народом аравийским, ибо супруга его безь стеснения хвасталась каждой женщине, называя себя женою пророка Божия. Когда же пронеслась о нем такая слава среди нечестиваго народа аравийскаго, занятаго скотоводством и живущаго по скотски, то все стали почитать его, как новоявленного пророка и истинного наставника. Пользуясь сим и руководимый полным безстрашием, этот сквернейший человек начал им предписывать законы. Имея в себе всецело живущим самаго диавола, который и говорил чрез него то, что служит к вечной погибели слушающих, он дозволил им всякое вообще наслаждение и все то, что может услаждать гортань, чрево и подчревное, говоря, что на то мы и сначала были созданы от общаго всех Создателя, и что поэтому в созданном им раю Создатель приготовиль для них, по словам сквернаго сего, три реки, состояния из меду, вина и молока, и отроковиц множество прекрасных, с которыми они будут весь день совокупляться и которыя на другой день опять оказываются девами.

Давая им такие обещания по смерти, и обманывая их такими льстивыми речами, скверный сей соделался для них любезным наставником к их вечной погибели. Окончательно же прельстил он их и убедил принимать всей душей вводимыя им узаконешя и обещания следующим образом, как передали нам писатели знающие это достоверно. Придумывая, каким бы способом утвердить последователей своих в богомерзких своих узаконениях, а себя прославить и показать равным ученикам Христовым, принявшим в виде огненных языков Святаго Духа, нечестивец сей изобретаеть такую хитрость. Домашнего голубя научил он садиться ему на плечо и доставать из уха его пищу, заранее вложенную туда, и это происходило в то время, когда он вел свои беседы с варварами. Таким способом он убеждал их в том, что, вразумляемый Духом Святым, преподает им законоположения и полезныя учения. Этим коварным ухищрением он более всего пленил скотоподобных тех варваров и утвердил их в своем нечестии. А как во всяком народе имеются некоторые более разумные и разсудительные, то из числа этого народа некоторые таковые подошли к нечестивому Магомету и сказали ему: „Наставник наш! Мы слышали, что Моисей, который был послан от Бога в Египет, чтобы избавить потомство Авраама от долговременнаго порабощения фараону, сотворил много чудес в Египте, и в Чермном море, и в пустыне Синайской; также и бывшие после него Божии пророки - каждый в свое время чудодействовал; но более всего сам Христос, почитаемый ныне всеми, так называемыми христианами, и покланяемый как Бог, сотворил дивныя и сверхъестественныя чудеса: ты же какое являешь чудо, видя которое, мы могли бы поверить, что ты действительно послан самим Вышним быть в этой жизни нашим наставником ко спасению?" Он же грубо и гордо ответилънаэто, говоря: „Моисей и бывшие после него, так называемые, пророки и сам Христос были посланы от Бога с чудесами и различными знамениями, а я послан с мечем и имею повеление убивать непокоряющихся моим словам".

Из этого грубаго ответа, равно как и из многих других его действий, явствует, что скверный сей не от Бога послан, - ибо преблагий Бог никого не нудит, - но от богоборца и человеконенавистника-диавола, на вечную погибель последующих ему. Диавол с начала был человекоубийцею и, как мучитель, услаждается пролитием человеческой крови; ибо он-непримиримый враг рода человеческаго и всеми средствами усиливается, скверный, всех вовлечь с собою в геенну огненную. А Вышний-человеколюбец, щедр, милостив, праведен и не хощеть смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему, и никого не принуждает и не велит кого либо убивать, но кротко и человеколюбиво всех призывает к себе, говоря: npиuдume ко Мне вcu труждающиеся и обремененни, и Аз упокою вы (Mф. II, 28). И опять: аще кто хощет по Мне ити, и проч. (Мк. и6, 24). Поэтому, когда сыны Зеведеевы похвалились сжечь огнем, сведенным с неба, не принявших в свое селеше Господа, Он запретил им, сказав: не весте, коего духа есте вы; сынь человеческий не прийде душ человеческих погубити, но спасти (Лук. 9, 58), и дати душу свою избавление за многих (Mф. 20, 28).

Итак, что касается нечестия, грубости и безумия этого человека, и того, что он не был сколько-нибудь благочестив, или причастен премудрости, и что никогда не сподобился никакого божественнаго явления, как сподоблялись Божии пророки, - об этом для разумных и смысленных по Богу достаточно сказаннаго. Ибо какая надобность излишними обличениями доказывать разумным, что тьма не есть свет, а тьма, и что ложь не есть истина, но ложь? Следует же теперь показать, что беззаконныя законоположения и догматы этого сквернаго человека не только ни в чем не согласны с законами и завещаниями древних Божиих пророков и апостолов, но что они изобретены им к совершенному отвержению и извращению божественных евангельских заповедей и догматов. Хотя во многих местах проклятыя его книги, называемыя „Коран" на словахъипревозносит божественное и священное Евангелие Христа Спасителя, называя его справедливым и правильным, но на деле совсем не то: Ибо скверный сей всюду вводит законы, противные ему. Что он на словах не отвергает, а превозносить его, - этому не следует удивляться. Вселившийся в него диавол, будучи коварен и зная, что иначе люди не примут его нечестивое законоположение, когда свет евангельский обильно озарил уже всю вселенную, - он, и нехотя, хвалить святое Евангелие, называя его справедливым, будучи сам неправедныйшим и кривейшим и чуждым всякой истины и правды. Благовременно может кто-либо, обращаясь к нему, сказать: „Если ты считаешь божественное и поклоняемое Xpистово Евангелие сшедшим с неба, и потому называешь и признаешь его справедливым и правильным, то зачем противиться ему, когда оно так ясно свидетельствует о Божестве Христовом, говоря: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог 6е Слово, Сей бе искони к Богу. (Иоан. 1, 1-2). Слышишь ли, что Тот, Который был в начале к Богу - Слово, есть Бог, как и рождающий Его Богъ-Отец? Ты же, о нечестивейший, зачем отметаешь Божество Его и называешь Его только святым человеком, лишь высшим прочих пророков? А что Слово есть не только Бог, но и Создатель всего,-слушай разумно, что говорит о нем нисколько далее Божественное Евангелие: вся Ттем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. (ст. 3). Если Им пришло в бытие все, вообще, видимое и невидимое, то как ты считаешь и называешь Его человеком созданным, - скажи мне, омраченный и безумнейший скотов безсловесных? Может ли человек создать небо и землю и все, что в них: моря, озера, силы ветров и, прежде всего, тысячи тысяч ангельских небесных сил? Если, действительно, воруешь, что Божественное Евангелие ниспослано с неба и что оно справедливо и правильно, как ты на многих местах говоришь, как и мы веруем, то перестань произносить хулы на Христа, называя и считая простым человеком Сущаго в начале у Бога, Бога-Слово, но исповедай Его совершенным Богом, как и рождающй Его Бог Отец. Признавай Его также и совершенным человеком, воплотившимся в последнее время от Духа Святаго и Приснодевы Mapии, происходящим от семени Давидова, а не от Мариам, сестры Моисеевой, как ты, по причине великаго твоего невежества и грубости, пустословишь, окаянный. От Моисея и сестры его Мариам прошло 1480 лет до рождества по плоти иисуса Христа, Который; есть над всеми Бог, Который плотским рождешем родился при Августе кесаре, а крестился в пятнадцатое лето царства Тиверия кесаря, как повествует Божественное Евангелие от Луки. Евангелие же от Иоанна ясно говорить так: И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоан. 1, 14). Слышишь ли, нечувственнейший, что слово Божие, дотоле безплотное, впоследствии плоть бысть, то есть, стало совершенным по всему человеком, кроме греха. И вселися, говорить, в ны, то есть как совершенный человек помещался и жил вместе с нами, людьми, принимая пищу и питие и собеседуя. И видехом, говорит, славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины. Когда же видели славу Его?. Тогда, когда Божественною Своею властию Он изгонял бесовь из одержимых ими, когда прокаженных очищал единымь словом, когда слепымь дароваль зрение, хромым - хождение, разслабленных исцелял, сухих делал здоровыми, мертвых воскрешал, как от сна возбуждая их, когда на горе Фаворской явил ученикам Своим красоту божественной доброты и свыше получил свидетельство от Отца, возгласившаго: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих. Того послушайте (Mф. 17, 5). Создатель воех и Бог свыше называет Его и зовет Сыном Своим возлюбленным и дает о Нем такое свидетельство: ты ли называешь его только человеком и рабом Божиим? И если Единородный Сын Божий есть раб, как ты, нечестивый, хуля, говоришь, а не Сын возлюбленный и Бог, единосущный раждающему Его Богу-Отцу, то значит, что источник всякой истины и правды и преподобия, Создатель всех и Господь солгал, по твоему, именуя Его Сыном Своим возлюбленным,-и не однажды или дважды, но во многих местах боговдохновеннаго Писания ветхаго и новаго завета? Вот каково твое нечестие, бесовское нечестие, бесовское неистовство и дерзость в словах, проклятый! Слушай же следующее за сим. Исполнь, говорит, благодати и истины. Яко закон Моисеом дан бысть благодать же и истина Иисус Xpicmoм бысть (Иоан. 1, 14-17). Если же Иисусом Христом благодать и истина бысть, как говорить Божественное Евангелие, то как же ты, о нечестивейший, смеешь извращать установления Божией благодати и истины и богопреданныя повеления своими мудрованиями и завещаниями, преданными тобою безчисленным сообщникам твоих хулений, собранных тобою по бесовскому внушению в твоем Коране? Но, быть может, по премногому твоему безстыдству и беснованию, ты дерзнешь клеветать на христиан, говоря, что они сами написали это о Xpиcте в Евангелии? Пусть будет и так, как ты, клевеща на нас, говоришь. Неужели же и те пророческие книги, которыя имеются у евреев, и которыя ясно проповедуют Христа Богом, Сыном Божиим и Творцем всего, мы испортили? Первый Моисей говорит: В начали сотвори Бог небо и землю. Разумеешь ли, что Богом называет он Слово Божие, Которым Отец небеса утвердил, по словам божественнаго Давида, который говорит: словом Господним небеса утвердишася (Пс. 82, 6). Блаженный же Иеремия (Варухъ) и велегласный Исаия, не гадательно, но ясно проповедуют Его Богом и человеком совершенным. Иеремия (Варухъ) так говорит: Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку своему и Исраилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе (Варух. 3, 37. 38). Разумеешь ли, безумный, что Кого выше он исповедал Богом, Тот, по его словам, явился на земли и с человеки поживе, то есть, по непостижимому человеколюбию соделался человеком. Услышь, о нечувственный, и Исааию, который яснее говорит о нем: се Дева во чревг приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил (Исаия 7, 14); затем нисколько ниже говорит о том же родившемся от Девы Еммануиле: яко отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его; затем приводит: и нарицается имя Его: велика coвеma Ангел, чуден Советник, Бог крекий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века (Исаии 9, 7). Слышишь ли, что Богом сильным, и Властелином, и Начальником мира, и Отцем будущаго века признает и проповедует он новорожденное, данное нам Отроча-Сына. А что Христое есть совершенный Бог и вместе человек, о том послушай внимательно блаженнаго пророка и царя Давида, который говорит о Xpicте так: Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне (Пс. 117, 26. 27), то есть, во имя Отца, Которым и послан был на избавление рода человеческаго. Признает же и называет Его Богом и Господом, так как Ему, как человеку, дана от Отца власть на небеси и на земли, как Сам Он сказал о Себе ученикам Своим по воскресении из мертвых, говоря: дадеся .Ми всяка власть на небеси и на земли (Me. 28, и8). Эту Его власть и блаженный Давид задолго предвозгласил во втором псалме ясно говоря от Лица Бога-Отца, говорящаго Единосущному Своему Слову и Сыну так: Господь рече ко мне: Сын Мой ecu Ты, Аз днесь родих Тя; проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое и одержате Твое концы земли. Упасеши я жезлом желпзным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2, 7-9), то есть, тех, которые отрицаются Его Божества и не покоряются истине поклоняемой и божественной евангельской проповеди. О, если еы и тебя, сквернаго и хульника, Он сокрушил тотчас после твоего рождения! Лучше было бы тебе, если бы ты вовсе не родился в мир, или, родившись, был бы немедленно сокрушен этою палицею, которая пасет на пажитях животных и на воде упокоения покоряющихся правде и истине евангельской проповеди, а не покоряющихся ей - сокрушает окончательно и заключает в нескончаемыя мучения, которых ты, сквернейпий, уже соделался главным наследником, со всеми согласующимися твоему нечестию.

Для показания Божества Христа Спасителя и Его Божественной над всеми власти и силы, достаточно сказано доселе. Теперь обращусь к прочим сквернаго сего Магомета нечестиям и, с помощию Божиею, изобличу его, показав, что он, действительно, льстец и волк, облеченный в овечью кожу, и самаго имеющаго притти богоборца-антихриста предтеча и проповедник. Скажи мне - ты, нечестивейший всех нечестивых: так как ты похваляешь священную книгу Евангелия, то почему не повелеваешь твоим последователям креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, как заповСдал иисус Xpicтос, Бог всех, Который говорить в Евангелии от Матфея Своим ученикам: шедше в мир весь, научите вся языкие крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Mф. 28, 19). Также и в Евангелии от Марка говорить: иже веру имет и крестится спасет будет. Но ты, по великому твоему безстыдству, всячески скажешь: „И я своим последователям строго повелеваю по несколько раз в день омывать себя чистою водою". Против этого твоего богомерзкаго возражения, я скажу, вопервых, следующее: ты кто такой, нечестивейший, или за кого себя почитаешь, что смеешь извращать это второе установлеше непогрешительнаго евангельскаго благоверия и таинственнаго очищения? Разве ты больше Иоанна Крестителя, который был послан самим Богом проповедывать народу иудейскому крещение покаяния в оставление грехов и который говорил крещаемым: аз убо крещаю вы водою в покаяние, грядый же по мне креплий мене есть. Ему же несмь достоин понести сапоги Той вы крестит Духом Святым и огнем (Mф. 3, 11). Ты же кем послан? Ясно, что - самим диаволом, для извращешя евангельской проповеди, так как он ненавидит эту проповедь, ибо она разоряет его козни против благочестивых и делает вполне ничтожною его человекогубительную силу; для этого ты и послан им. Ты одною слабою водою омываешь несколько раз в день внешнее сткляницы и блюда, внутренность же их полна всякой нечистоты и беззакония, как говорить Бог всех и Спаситель Иисус Хрестос о подобных тебе фарисеях и книжниках. Крестил и Иоанн, но только водою; Христос же Духом Святым и огнем, - не этим вещественным огнем, который у нас, но огнем Божественной любви, очищающим души и сердца верных от всякой греховной скверны плоти и духа и соделывающим их боговидными. Если же крещеше иоанново, который был более всех пророков и послан Самим Вышним, совершаемое одною водою, не сообщало крещаемым ни оставления грехов, ни Духа Святаго, как явствует из слов, сказанных Самим Христом ученикам Своим: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститься Духом Святым не по мнозех сих днех (Деян. и, 5), то как ты, нечестивей пли, думаешь одною слабою водою очищать себя и последователей своих от нечестия сердец ваших, не будучи послан от Бога и не крещаясь во имя Отца и Сына и Святаго Духа? Как вы очиститесь от нечестий ваших, если не будете веровать всею душею, что распятый добровольно Иисус Христос есть соприсносущный Сын и Слово безначальнаго Отца, пришедппй в мир грешников спасти? Сам Единородный Сын и Слово Божие явственно объясняет это в Евангелии от Иоанна, говоря: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всякий вчъруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3, 16). И несколько ниже говорить: втеруяй в Онь (Сына), не будет осужден, а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единородного Сына Божия (Там же, ст. 18). То же самое говорить о нем и Креститель Иоанн в том же Евангелии: веруяй в Сына имать живот вечный, а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем (Там же, ст. 36). В силу этого неложнаго изречешя, на тебе, более всех других прежде тебя бывших богоборных еретиков, пребудет гнев Божий, так как ты не одно только Божество Единороднаго отметаешь, но и самую евангельскую проповедь всю злочестиво извращаешь, и всеми способами ратуешь против благочестивой христианской веры и ополчаешься на нее. Какой неправды, каких безстыдных дел и какого беззакония нет в богомерзких твоих писаниях и повестях? Но дабы, перечисляя все твои нечестия, не вложить в мысли благочестивых неисчерпаемую тину твоего злосмрадия, - предложу два или три из них и, обличив их, закончу слово.

Если Божественное Евангелие почитается у тебя справедливым и правильным и сшедшим с неба, то зачем ты, нечестивейший узаконяешь противное ему? Оно говорить Саддукеям: прельщаетеся не ведуще писания, ни силы Божией в вocкpeceнie бо ни женятся, ни посягают, но яко ангели на небеси суть (Mф. 22, 30); ты же, нечестивейший, узаконяешь противное, обещая своим последователям множество прекрасных отроковиц, приготовленных Богом по воскресении, и продолжительное пре6ывание в ненасытном безобразном скотоподобном студодеянии, да еще пред самим Богом. О, какое нечестие! Воистину, гроб отверст гортань твоя, сквернейший, изрыгающая всякия гнусности, скотскую нечистоту, нестерпимый смрад и бесовския хулы на Бога, которыми, уничижая Его, утверждаешь, скверный, что Бог услаждается их студодеяниями. Воистину, злейший бес и богоборец, дух нечистый, вселившись в скверной твоей душе, движет вредоносный твой язык говорить и писать таюя хулы к прельшению и вечной погибели тех, которые покоряются твоему нечестию. К тому же, если Божественное Евангелие справедливо и правильно, как сам говоришь, и как мы веруем и исповедуем, то зачем, вопреки заповеданию Евангелия отнюдь не клясться ни небом, ни землею, и ни чем иным, ты, нечестивейший, повелеваешь своим последователям не отказываться ни от какого вида клятвы для обмана хрестиан? Для чего повелел это ты, нечестивейший, твоим последователям? Очевидно, что ни для чего иного, как только для того, чтобы таким способом окончательно истребить распространившуюся по всей вселенной державу xpicтiaнских царей, властителей и князей. Многочисленно и разнообразно твое, или лучше сказать-вселившагося в тебя сквернаго беса, против нас, благочестивых, коварство и беснование, которое если бы кто захотел вполне раскрыть и обличить, то был бы принужден составить целую огромную книгу. Поэтому, не желая осквернять ум свой неисчерпаемым смрадом твоих подобных калу обещашй и повестей, представляю это другим, более искусно, чем я, владеющимь даром слова. Следующее же твое обещание вместе и хвалю и обвиняю. Ты заповедуешь своим последователям, говоря: „Если кто из вас будет когда-нибудь принуждаем христианами отречься меня и подвергнется за это мучениям, то не отказывайтесь от такого отрицания, хотя бы это случилось с кем-нибудь из вас и многократно. Это, говоришь, я ни во что не вменяю; ибо я щедр и милостив, - не как Христос, Который немилосерд, и окончательно отлучает от себя того, кто однажды Его отречется". Против этого твоего завещания я так тебе отвечу. Если ты признаешь себя праведником и другом Божиим, и от Него посланным к людям как законодатель, то как же ты сам себе противоречишь, и дозволяешь своим последователям отвергаться тебя, если подвергнутся различным мучениям? Выше же ты сказал, что послан от Бога мечем и оружием нещадно убивать всех отметающихся тебя и твоих слов. Однако за это обещание ты заслуживаешь и похвалу: ибо ты достоин, и вполне достоин не только того, чтобы отвергались, но и чтобы быть тебе от всех, вообще, проклинаемым, оплевываемым и презираемем, как нечестивый и явный богоборец, и самаго грядущаго антихриста предтеча и упоминаемый (в Писании) лживый пророк. Ибо писания твои, заветы и умышления. исполнены всякаго нечестия, нечистоты и беззакония. Как же ты, одушевленное орудие и жилище самаго диавола, осмеливаешься, по великому твоему беснованию, называть себя милостивейшим Самаго Xpicтa, Который есть над всеми Бог, при чем лжешь в этом, как и во многом другом, на Спасителя Христа? Ибо не того отвергает Xpicтос, кто только Его отречется, но того, кто после отречения не кается, а пребываеть в нечестии, не желая обратиться. Доказательством сего служить верховный Его ученик, блаженный Петр, который трижды отвергся Его во время Его предания, но покаялся и горько оплакал это, почему не только принял его Христос, но и сподобил большей против прежняго чести, трижды утвердив за ним первенство над прочими учениками и соделав истинным пастырем. А что ты - лжец и льстец, богоборец, посланный самим сатаной для извращения всего Христова Божественнаго Еваагелия, на погибель многих народов, последующих тебе, в этом сам Xpicтос в Божественном Евангелии своем обличает тебя, нечестивейший, говоря так: иже несть со Мною, на Мя есть, и иже не собирает со Мною, расточаеть (Mф. 12, 30). Если бы и ты был со Христом, как и предпосланные им божественные пророки, и бывшие после них священные ученики Его и апостолы, а потом бывшие по всей вселенной апостольские отцы наши и учители, которые, как светлыя звёзды, озарили церкви Бога и Спасителя нашего Христа, то ты никак не возстал бы против Xpicтa, но был бы во всем согласен с Ним и с Его учениками, и собирал бы с Ним, а не расточал бы, нечестивейший, собранное Им. Но, можеть быть, скажешь, по великому твоему безбожию, что и ты собрал столько народов и постоянно собираешь к последованию твоему нечестию? Действительно, и ты собираешь, -и мы это признаем,-но не со Христом, и не так, как Христос, но противоположно Ему. Он непогрешительным богопознашем и узким и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, собирает чистую пшеницу, то есть святыя и богозрительныя души, в свои небесныя житницы, то есть, для жизни вечной и царства непоколебимаго. Ты же, о нечестявейпий, твоим проданным от беса скотоподобным узаконением, широким и просторным путем, ведущим в вечную погибель, собираешь не чистую пшеницу, как Христос, но плевелы и тростник, выражаясь словами Евангелия,сгораемыя в вечном огне вместе с тобою и отцем твоим, диаволом, начальником и собирателем и тайноучителем новоявленнаго твоего нечестия. Если бы ты собирал со Xpicтом, то никак не отвергал бы, сквернейший, Xpicтово крещение, которое совершается во имя Отца и Сына и Святаго Духа, которое очищаеть всякую скверну греховную, а крещаемых, приемлющих оное с правою верою и искренним желашем, соделываеть богоподобными. Если бы ты собирал со Христом, то никак не отвергал бы превосходящую всяюй ум и слово тайну святой и поклоняемой Троицы, но исповедал бы с нами Отца безначальнаго и присносущнаго, Сына единосущнаго и собезначальнаго Отцу, и Духа Святаго соприсносущнаго Им и собезначальнаго, - триединаго Бога в трех упостасях, нераздельно разделяемаго и опять неслитно соединяемаго существом. Если бы ты был со Xpicтом и с Ним собирал, то учил бы своих последователей знать, что по воскресении ни женятся, ни посягают, но яко ангелы Божии пребывают на небеси, как учит божественное Xpicтово Евангелие (Mф. 22, 3O), и не обещал бы им по смерти и после воскресения из мертвых красивых отроковиц, и рек вина, молока и меду, и рая, оскверняемаго и отвергаемаго по причине ненасытнаго и скотоподобнаго насыщения твоего и твоих последователей; но говорил бы и ты со Xpicтом и с Павлом премудрым: несть царство Божие брашно и numie, но правда и мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17). Если бы ты стоял со Христом и с Ним собирал, то завещал бы своим последователям, говоря: если кто хочет итти вслед Христа, то есть, войти в царство небесное, тот пусть отвержется самого себя, то есть, своих похотей плоти и души своей, и пусть возмет крест свой, чем обозначается добровольное умерщвление своих чувств, и вслед Его пусть ходить, то есть, пусть проводить жизнь по Его святым заповедям. Ты же, законополагая и завещая противное сему, ясно доказываешь, что ты послан самим богоборцем - сатаной, как предтеча антихристов, на погибель многих народов, проводящих скотоподобную жизнь.

Надлежало бы нам, узнав из всех боговдохновенных писаний твою во всем бесовскую прелесть и твое нечестие, здесь закончить слово касательно истины и не трудиться напрасно в излишнем многословии, доказывая, что тьма не есть свет, но тьма, и что навоз не есть вкусный хлеб, но смердящий кал: таковы все твои, сквернейший, и законоположения, и обещания, и повествования. Воистину скотский был у тебя нрав, исполненный всякой злобы и бесовскаго лукавства! А так как ты, по великому твоему бесовскому тщеславию и безумию, осмелился сказать о себе, что восходил на небо, и что там ты видел богомерзкое имя свое врезанным на правой стороне престола Божия, и что видел самаго Бога, Коего никто никогда из людей не видел, как засвидетельствовал Единородный Сын Божий, Который говорить в Евангелии от иоанна: Бога никто виде нигдеже, Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Иоан. 1, 18), то и представляется нам необходимым еще продолжить слово истине евангельской и изобличить тебя в этом, как и во многом другом, что ты лжешь и подобно диаволу велеречишь и хвалишься. Изобличить же тебя не простой какой-нибудь мудрец Mipa сего, но сам Xpicтос, ипостасная Бога-Отца Премудрость, Которая и сотворила все существующее и сохраняет. Он так говорит в Евангелии от Иоанна к Никодиму, одному из князей иудейских, который пришел к Нему ночью; аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3, 3). И опять там же: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и духом, не может внити во царствие Бoжиe (ст. 5), и к этому присовокупляет, говоря: и никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человгъчестй, Сый на небеси (ст. 13). Таковы достопоклоняемыяе слова Бога всех и Спасителя, Иисуса Христа, сказанныя Никодиму. Ты же, нечестивейший, все это вменив как бы ни во что, говоришь о себе, что взошел на небо, тогда как вовсе не рожден свыше, не крестился водою и Духом Святым во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и не исповедуешь Xpicтa истинным Богом и Творцем всего. За кого ты себя почитаешь, нечестивейший и сквернейший всех прежде бывших богомерзких еретиков? Владыка всех и Бог говорить: никтоже взыде на небо, а ты, извращая божественное cie изречение, говоришь о себе, что взошел на небо. Неужели ты больше Авраама и Исаака и Иакова, самаго Моисея и Давида, Илии и Елисея и прочих, после них бывших боговдохновенных пророков, из которых никто не взошел на небо, по божественному изречению Бога всех и Спасителя Xpicтa? За какую же твою добродетель, или за какое благоверие, за какую правду и истину и ревность к евангельской истине, удостоился ты от Бога такого восхода? О, какое страшное хуление и нечестие! Те родились по обетованию Божию и считаются происходящими от благословеннаго семени Авраама, Исаака и Иакова, и проводили жизнь непорочно, по святым Божиим заповедям, - и не хвалятся, что взошли на небо, ты же, родивпдйся от Измаила, сына рабыни Агари, прогнаннаго, по повелению Божию, от наследия Авраамова, и признаваемый происходящим от возненавиденнаго Богом колена Исавова, и при том извращая и отвергая святыя заповеди и Богом преданное учение и повеления Иисуса Христа, родословимаго по плоти от благословеннаго семени тех, - ты ли взошел на небо и видел Самаго Бога, котораго никогда никто не видал и видеть не может, как утверждает апостол, и имя свое богомерзкое видел врезанным на правой стороне престола Владыки?. Воистину, ты ученик и подражатель отца твоего - диавола, который похвалится некогда, говоря: выше звгьзд небесных поставлю престол мой, взыду выше облак, буду подобен Вышнему (Исайи 14, 13- 14). В храм свой, который в Иерусалиме, Бог строго воспретил законом Моисеевым вход моавитянину и аммонитянину: тебе ли сквернейшему, происходящему из их рода, Он дозволил восход на небо? Но что общаго у света со тьмою, или какое общение Христу с велиаром? Онъ - Свет мысленный, Который просвещает всякаго человека, грядущаго в мир, как Сам о Себе говорить: Аз свет ее в Мiр приидох (Иоан. 12, 36), и опять: Аз есмь свет миру,и ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свтет животный (Иоан. 8, 12). Кто верить во Христа, крестился во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как заповедал Xpicтoc, и идет вслед Его, то есть, жительствует по Его спасительным заповедям, тот имеет свет животный, который есть истинный разум Богопознашя, а не ходит во тьме твоей бесовской прелести и твоего нечестия, сквернейший. Христос - Свет, пришедший в мир, именуемый в Священном Писании Солнцем правды, Который присносияющими лучами евангельскаго боговедения и узаконения озарил всю вселенную. Ты же, нечестивейший, - тьма и злой волк, душегубец, бес во плоти и прелестник, пришел в мир, чтобы всячески прельстить скотоподобных людей тем, что дозволяешь им всякое беззаконие и всякую неправду. О Xpicте Спасителе и о Его Божестве, о боговедении, истинном благочестии и вечном царствии, и о том, что Он имел притти в мир сей и воплотиться от Духа Святаго и чистой непорочной Девы, и наставить на путь непогрешительнаго боговедения и благочестия и всякой правды отпадшее бедное естество человеческое, об этом не только все боговдохновенное пророческое и повествовательное писание говорить и изъявляет, но и многие из еллинских мудрецов предузнали, будучи вразумлены Богом, и поместили в своих писаниях, - одни гадательно и прикровенно, а другие - ясно и открыто. Из них первый - Орфей, древний премудрый еллинский поэт, говорит о Xpicте, что Он имеет родиться от Девы. А премудрыя пророчества гадательницы Сивиллы о явленш Xpicтa Спасителя, о спасительных Его страданиях, о воскресении из мертвых Его и всех от начала умерших, - какое жестокое сердце и какую неверную душу не в состоянии смягчить и убедить, чтобы исповедывать, что Иисус Хрютос, распятый при Понтийском Пилате, есть единый истинный всесильный Бог? Каким же образом возмогла она произнести таюя предсказания о Xpicте? Очевидно, что она промыслительно была просвещена Богом, чтобы таинство Христова воплощения имело удостоверение не только из боговдохновенных писаний еврейских, но и от самых отчужденных от Бога еллинов. О тебе же, нечестивейший, какое когда боговдохновенное писание упомянуло, как о добром и посланном от Бога? Как о добром - ни одно, а как - о тате, о звере, о свинье и диком вепре, ощипывающем и поядающем избранную лозу Господню, которую “насадила десница Вышняго, - об этом все боговдохновенное писание поминает и изъявляет твое богоборное бешенство, коим ты бесишься против истины евангельской, усиливаясь окончательно истребить ее с лица земли. Ты, воистину, - тот упоминаемый в Евангелии тать, который приходить, да украдет и убиет и погубит, Льстивыми своими речами и обещаниями широкаго и пространнаго пути, ты крадешь человеческия души, уловляя их в свое нечестие, мысленно закалаешь их в жертву богоборцу, отцу твоему-диаволу, и окончательно погубляешь, увлекая с собою на самое мрачное дно ада. Ты, воистину, - та свинья и тот диюй вепрь от дубравы, то есть, из. чащи безчисленных твоих лжеучений, который озоба и пояде (Пс. 79, 14), правильнее же всегда ощипывает и поядает избранную лозу, которую насадила десница Вышняго (там же ст. 16). Ты-тот мысленный волк (иоан. 10, 12), который похищает из благочестиваго стада словесных овец Христа Спасителя и разгоняет ихъ - увы! - по причине нерадения их пастырей (там же ст. 13). Ты, без сомнения,-тот зверь, который восходитъот земли, то есть, из скотской жизни, и имеет два рога, подобные агнчим, собеседующий с первым зверем, то есть, антихристом, содействуя ему в прельщении многих неутвержденных народов и предуготовляя ему кривые пути, отводящие в вечную погибель. Два же рога агнчих присвоивает тебе божественное пророческое откровение, показывая этим ясно твое лицемерное злокозненное поведение, - что ты из обоих заветов Божшх позаимствовал некоторые обычаи и завещания. Ибо последуя иудеям, ты признаешь в Боге одну ипостась, а не три, как учит божественное Xpicтово Евангелие и все древние боговдохновенные богословы, и повелеваешь твоим последователям обрезываться, гнушаться свиного мяса, очищать себя частыми омовениями, и узаконяешь им другие суетные и неполезные иудейские обряды. Таковы хитрыя твои действия относительно иудеев; относительно же христн показываешь вид, что не вполне отвращаешься от Христа, как иудеи, но на половину исповедуешь Его, называя святым Божиим пророком, несравненно высшим всех пророков, но не Богом и не Сыном Божиим, а считаешь и называешь Его рабом Божиим. Божественное Евангелие сильно хвалишь, превозносишь и свидетельствуешь о нем, как о святом и сшедшим с неба, содержащееся же в нем божественные догматы и повеления все, вообще, попираешь, нечестивейший, и всеми силами стараешься ниспровергнуть. Но не одолеет вполне злоба добродетели, и нечестие не победить непогрешительнаго богоразумия. Сказано самим Богом, Иисусом Христом в Божественном Евангелии: всяк падый на камени сем, сокрушится: а на немже падет, сотрыет и (Mф. 21, 44). Это тот камень, который божественный пророк Даниил видел тайно отделившимся от горы, без руки мужеской, и сокрушившим составленное из различных частей тела, показанное во сне Навуходоносору, царю Вавилонскому; самый же камень .превратился в гору великую и покрыл всю землю. Этот мысленный камень сокрушить всячески и тебя, когда ты окончательно падешь на него, и предаст тебя глубинам забвения, как и всех, подобных тебе нечестивых гонителей и мучителей, взбесившихся против него. Ибо неложен, страшен и всесилен Бог и Отец Единороднаго Сына и Слова Своего, Иисуса Христа, над всеми Бога, о Котором и ради Котораго дает такия обещания, говоря устами Давида, пророка и царя: положих помощь на сильного, вознесох избраннаго от людей Моих: обретох Давида раба Моего, елеем святым Моим помазах Его, Ибо рука Моя заступит Его, и мышца Моя укрппит Его (Пс. 88, 20 и далее). Затем, чтобы кто-либо не подумал, что это сказано о Давиде, сыне иессееве, присовокупляет, говоря: ничтоже успеет враг на Него, и сын беззакония не приложит озлобити Его. Против Давида возмог враг-диавол, который называется и сыном беззакония, ввергнув его в грех прелюбодеяния и убийства Урии; на Богочеловека же Слово никак не возмог, хотя и трижды к нему приступил, когда Он постился в пустыни, но, будучи трижды низложен Им, отступил от Него со стыдом. Далее сказано: И ссеку от лица Его враги Его и ненавидящыя Его noбежду. И истина Моя и милость Моя с Ним, и о имени Моем вознесется рог Его, и положу на мори руку Его, и на реках десницу Его. Той призовет Мя: Отец Мой ecu Ты, Бог Мой и заступник спасения Моего. И Аз первенца положу Его, высока паче царей земных. Все это показывает божественное заступление, силу и славу и царство Богочеловека-Слова по человечеству: ибо Он Бог и Царь всех, сущих на земли, Вседержитель и всесильный Господь.

А что евангельский завет, который Он преподал священным ученикам Своим, а чрез них и всем верующим в Него, пребудет до конца непреложным, и не переменится, как ветхий, и что семя Его, то,есть род христианский, пребудет во веки, - услышь, что далее говорит Бог Отец: в век сохраню Ему милость Мою, и завет Мой верен Ему, то есть, непоколебим и непреложен, и положу в век века семя Его, то есть, верующих в Него, и престол Его, то есть, царство Его, яко дние неба, то есть, безконечно, как и несколько ниже говорит: единою клялся о Святем Моем, аще Давиду солжу; семя Его во век пребудет и престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век. Затем приводит, говоря: и свидетель на небеси епрен, то есть, сам Я. Создатель всего, свидетель Христу Моему, что все это так будет, как Я клялся о Святом Моем,что не солжу Давиду, то есть Христу, почитаемому по человечеству от семени Давида, сына Иессеева. Если же это так написано о Xpicте самим блаженным пророком и царем Давидом, как бы от лица Самого Бога, и так исполнилось, то ты, нечестивейший извращающий все Xpicтово Евангелие, отрицающийся Божества Его и силы господства, попирая всеЕго святыя заповеди и не приемля догматов о Святой царствующей Троице, возставая на Xpicтово Евангелие и христианский народ всяким способом гоня и преследуя и стараясь окончательно истребить его, - не предтеча ли ты явственно и лживый пророк самого антихриста, хотя в настоящее время и не дано тебе еще чудеса и знамешя ложныя творить, как написано о том, и не поставил еще ты образа перваго зверя, разумею, антихриста, и не принуждаешь прельщенных поклоняться образу змному. Хотя ты и не делаешь еще начерташй на челах и на десной руке их так, чтобы не имеющие сего начертания не могли ни продать, ни купить, ибо не настало еще время этой прелести и явлешя сына погибели, но в свое время все это всячески будет исполнено, по неизглаголанным судьбам Божиим, преемником и исполнителем твоего богоборнаго нечестия. Если, как сказано выше, Создателем всех с клятвою, обещано, что семя Xpicтa Его, то есть род христианский, пребудет во веки веков, и престол Его, яко солнце пред Богом - Отцем, то значит, что твое нечестивое семя, как противное Христу, истребится на веки, как говорит Священное Писание: яко грешницы ипогибнут, врази же Господни, купно прославитися им и везнестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс. 86, 20). Услышь же и причину вечнаго пребываюя благочестивых: яко благословящие Его, то есть, Xpicтa, наслгьдят землю (там же 22), то есть горний Иерусалим, по которому ходят ноги кротких; кленущт же Его, то есть, Xpicтa, потрееятся, как и нисколько ниже говорить: ееззаконницы же изженутся и сгъмя цечестивых потребится. Праведницы же - наследят землю, и вселится в век века на ней. И опять немного ниже говорить: храни незлого, и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе, останцы же нечестивых потребятся; спасете же праведныя от Господа (Пс. 36, 28.29. 37. 38).

Ты же, нечестивейший, который ни незлобия, ни правоты не хранишь и не видишь, а напротив - ввел в жизнь cию всякую злобу, всякое беззаконие, растление и извращение всякаго благочестия и увеселяешься войнами против благочестивых, пленениями их и кровопролитиями, - нет тебе останков, то есть, нет для тебя по смерти никакого участия с праведными, как не благословляющему с ними Царя и Спасителя их Иисуса Xpicтa. Твое общешение с клянущими его, богоборными иудеями, и наслеще твое с отцем твоим, диаволом в геенне неугасимаго огня, как его ученика и споспешника в хулениях против Xpicтa. Имея живущим в скверной душе и в сердце твоем самаго диавола, и всеми способами отметаясь присносущнаго Божества Xpicтовa и господства Его, ты не остановился взвести на Него и следующую клевету. Ты хульно говоришь, что когда Он взошел на небо, то Бог спросилъЕго: „Правда ли, что Ты на земле Сам Себя назвал Богом?",и что на это Он ответил: „Нет, Господи! Это люди ложно придумали против Меня.такуюенее правдуе. О, какая безпримерная твоя злоба, какое коварство, сын диавола!

Дойдя до этого места, я был объять великимъ недоумением, как возмогу должным образом изобличить твое нечестие и безумие? Однако, призвав в помощь Xpicтa Спасителя, ради Котораго подъят мною весь этот

труд, по мере моих сил не отступлю от обличений, но покажу, что и в этом ты лжешь и произносишь хулы на Божество Единороднаго, равно как и против всех святых Божиих пророков и апостолов, и против самаго архангела Гавриила, посланнаго от Бога к Деве Марии, происходящей от семени Давидова. И что я говорю об архангеле и пророках, - ты и на Самаго Вышняго, знающаго все прежде бытия, изощрил богоборный язык свой. Если ты поистине, а не лицемерно и по бесовскому коварству восхваляешь божественное Евангелие, то Евангелие говорить явственно: в месяц шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к деве обрученнлй мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давидова: и имя деве, Мариам. И вшед к ней ангел, рече: радуйся благодатная: Господь с тобою! (Лук. 1, 26-28). Если же от Бога послан был Гавриил благовестить Святой той Деве пришествие Господне, или, что тоже, возвестить, что Бог благоизволил вселиться в Нее, ибо только один Бог есть Господь, как Создатель всего и по Божеству владеющий всем, то как же ты, сквернейший, говоришь, что Бог. спросил Xpicтa, когда Он взошел на небо, правда ли, что Он Сам Себя на земле назвал Богомъ? Разве человека или ангела послал Бог с неба в девическую утробу? Если бы архангел знал, что к Ней (для воплощешя) послан от Бога человек или ангел, то не называл бы его Господь, и не сказал бы: тем же и рождаемое от тебя свято, наречется Сын Божий; также не назвал бы Его Вечнымь Царем, говоря: и воцарится в дому иаковли во веки, и царствию Его не будеть конца. Итак, Господь послал к Деве Единороднаго Своего Сына и Слово, Который есть Господь всех и Владыка, как и Сам Единородный говорит о Себе чрез пророка Исаию: Господь посла Мя и Дух Его (Исаия 48, 16). Что Священное Писание не только Бога Отца называетъ Господом, но и Единороднаго Сына Божия, - услышь внимательно, что говорить о Обоих -блаженный пророк и царь Давид: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, и прочее (Пс. 109, 1). Вот два Господа - Отец и Сын. И опять там же: из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3). Господь Отец говорить это Единородному Сыну и Слову своему. Человека ли раждает Бог? Как Бог и Господь боголепно раждающий, Отец из чрева, то есть, от Божественнаго существа Своего, раждает Бога и Господа, по всему подобнаго Себе. Что же после этого? Клятся, говорить, Господь и не раскается. О чем клялся? Ты iepeй во век по чину Мелхиседекову (Пс. 109, 4). И опять в другом месте тот же царь и пророк говорить: Господь с небесе на землю призре, то есть, Сын Бога Огца. Для чего призрелъ? услышати, говорить, воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных, возвгьстити в Cioне имя Господне, и хвалу его во Иерусалиме. Вот, Господь призревший с небеси на землю, это - Сын; также Господь и Тот, чье имя Он пришел возвестить в Cioне. Если Бог Огец, как Господь, именуемый так всеми божественными пророками, послал в мир Господа, то есть, Единороднаго Своего Сына, чтобы все почитали Сына, как почитают Отца, как Сам Единородный говорить это о Себе; и опять Он же говорить: се есть живот вечный, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал ecu, Иucyca Xpicma (Иoaн. 17, 3): то как же ты представляешь Бога, с негодованием спрашивающим Xpicтa, правда ли, что Он Сам Себя назвал пред людьми Богом, и Христа, как бы со страхом отвОчающаго: „Нет, Владыка, этого Я не смел сказать, но люди на Меня солгали?" Пусть будет и так, как ты хулишь, сквернейший, пусть ученики Его, написавшие святое Евангелие, солгали на Него. Неужели же и божественные пророки, посланные Самим Вышним за много лет до преестественнаго воплощешя Его, которые по внушению Святаго Духа называют Его Богом,- солгали на Него? О, какая богомерзкая хула, какое нечестие с твоей стороны, сквернейший! Если же и эти солгали, то значить по твоему безумию, то и Сам Вышний солгал, предпослав их и открыв им сокрытое от векау Бога таинство превосходящая всяюй ум и всякое слово вочеловечения Единороднаго Сына и Слова Своего. Ибо откуда они, люди смертные, могли предузнать эту великую и страшную тайну.которая неизвестнабыла самим святым ангелам, если бы Сам Бог не открыл им? Если же Бог открыл ее, то как, по твоему, Он ее не знал? Ибо спрашивать с негодовашем о том, о чем сам ранее свидетельствовал чрез своих пророков, свойственно незнающему. Но очевидно, что такой безумец есть тот, который вразумил тебя произносить такия хулы на Бога Вышнягоина святых его пророков и апостолов,-отец твой, диавол. Ни одно благое дело Божие, ни одну тайну он никогда правильно и благочестиво не разумел и разуметь не может, ибо обезумило неразумное его сердце с тех пор, как он возстал против своего Владыки и Создателя. Поэтому, увидев Его уже в человеческом образе, пребывшим 40 дней и 40 ночей в посте, и не постигая таинства чрезъестественнаго Его воплощешя, в недоумении приступил къНему с лукавством, говоря:. аще Сын ecu Божий, рцы, да камение сии хлебы будут (Mф. 4, 3). Пойми же, неразумный и самых камней безчувственнейший, скверный Магомет: отец и учитель твой, диавол, и против своей воли исповедует Его Сыном Божиим, вочеловечившимся Богом-Словом; ибо он, без сомнения, слышал, как на Иордане Отец свыше свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием, говоря: Сей есть Сыи Мой возлюбленный, о Нем же благоволих.Ты же, нечестивейппй, отметаешься Его Божества и обвиняешь всех, вообще, бывших от века Божиих пророков и святых Его учеников и апостолов, и самаго Вышняго, и Единороднаго Его Сына. И если допустить, по твоему безбожному и хульному уверению, что все они лгут, то каким образом Евангелие будет божественным, правильным и справедливым, и сшедшим с неба, как ты многократно свидетельствуешь, и как мы веруем? Если не веришь пророкам и евангелистам, исповедающим Его Сыноме Божиим и Богом, ради Котораго с усердием подклонили под меч свои выи безчисленное множество мучеников, -то хотя отцу твоему диаволу поверь, который называет Его Сыном Божиим и Богом. Ибо он знал, что один Бог силен сотворить такое великое чудо, то есть, претворить жесточайшее естество камня в приятный хлеб. Если же и самому отцу твоему, диаволу, не повинуешься, то что другое о тебе сказать и думать, как только, что ты- нечестивее и самых бесов, безумнее .и хуже самых неразумных скотов?

Показав тебя таковым, каков ты и на самом деле, пора уже нам сказать о тебе известное божественное изречение блаженнаго пророка и царя Давида: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13,1). Поэтому, ты достоин называться безбожником, согласно евангельскаго божественнаго изречения, которое говорить: иже не чтить Сына, не чтить Отца, пославшаго Его (Иоан. 15, 23.24). Хотя и кажешься исповедующим Единаго Бога, но не так, как открыл Он о Себе чрез Самаго Единороднаго и Святаго Духа,- сначала - древним пророкам, затем-святым ученикам Христовым и апостолам; но противное им проповедуешь и узаконяешь, нечестивейший, стараясь всеми средствами извратить пророческую и евангельскую тайну о Святой Троице, отвергая все догматы, всю проповедь и все евангельское и апостольское законоположение новаго завета. Но никак не победишь его окончательно. Хотя в настоящее время, за грехи наши, попущением Божиим, по Его непостижимым судьбам, ты, повидимому, и провозмог, и нападаешь на благочестивых, - ты, нечестивый и безбожный; но всячески некогда будешь сокрушен и ты, и имя твое погибнет с шумом, как погибли бывшие прежде тебя суровейшие гонители: иудеи, римляне и греки. Сказали неложныя уста Вседержителя Бога, Иисуса Христа, верховному ученику Своему Петру: ты ecu Петр, то есть, камень, и на семь камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей (Mф. 16, 18). Вратами адовыми назвал Он возстающих по временам против благочестивой христианской веры по всей вселенной богоборных царей и суровых зверских мучителей и гонителей, одним из которых явился ты, сквернейший, который сильнейшим образом и коварно преследуешь и прельщаешь верных, как никто из бывших прежде тебя гонителей: - одних, посредством насилия и мучительства, других - обещаншми многих даров и великих санов, а некоторых - лицемерием, под предлогом, будто бы, благоверия и правды; больше же всего - тем, что дозволяешь повинующимся тебе ходить широким и пространным путем, вводящим в вечную погибель, по божественному изречению страшнаго и неподкупнаго Судии, который есть надо всеми Бог, Спаситель Христос. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Назад к списку