Пост
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Евангелие от Матфея, гл.6, ст. 16-18)
Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.
(Иоанн Дамаскин)
Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело.
(Иоанн Златоуст)
Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить.
(Василий Великий)
Пост — хороший учитель.
(Иоанн Кронштадтский)
Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнуриться и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.
(Серафим Саровский)
Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогшу телу, и душа слабеет.
(Серафим Саровский)
Благоразумное пощение, приявшее в спутники себе бдение и молитву, скоро делателя своего приводит к пределам бесстрастия, когда у него при этом и душа в прибытке смирения будет обливаема слезами и воспламеняема любовью к Богу.
(Симеон Новый Богослов)
Совершенная цель воздержания, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений в богообщении.
(Нил Синайский)
Пост бесполезен для тех, кои хотят посредством его заслужить людскую похвалу, имя святых, как о них говорится в Священном Писании, что они получают мзду в настоящее время (Мф. 6, 2), равно как бесполезен для тех, которые постятся не так, как угодно Богу.
(Иоанн Кассиан)
Не ревность к благочестию, а неразумие докажет тот, кто захочет строго держаться правил поста и тогда, когда по времени праздничному делается разрешение на пищу.
(Иоанн Кассиан)
К самоубийцам должно причислягь того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи.
(Иоанн Кассиан)
Должны быть различны время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу, но у всех должно быть одно правило укрощения плоти — для воздержания сердца и укрепления духа.
(Иоанн Кассиан)
Кто воздержанием очистит тело свое, а любовью — гнев и похотение — поводом к добродетели, молитвой же очищенный ум предстоять Богу научит, то стяжет и узрит в себе обетованную чистым сердцем благодать.
(Григорий Палама)
Добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия, злопамятства, совершения созерцания, молитвы и очищения.
(Григорий Палама)
Пост и невоздержание так взаимно противоположны, как жизнь и смерть. И заповеданный пост является ровесником жизни и естества человеческого, и дан он от Бога Адаму в раю изначально ради сохранения вложенной в него Богом жизни и Божественной благодати.
(Григорий Палама)
Есть пост и нетелесный, есть воздержание невещественное, относящееся к душе — удержание от зла: его ради нам узаконено и то воздержание от яств.
(Григорий Нисский)
Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай.
(Василий Великий)
Пост отрешает человека о плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
(Игнатий Брянчанинов)
Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух. (Макарий Оптинский) Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.
(Иоанн Лествичник)
На хлеб и воду еще никто не жаловался. (Серафим Саровский) Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого.
(Дорофей Палестинский)
Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, т.е. и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это мерка.
(Феофан Затворник)
Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.
(Василий Великий)
Пост, это сильное орудие — когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства.
(Игнатий Брянчанинов)
Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и насыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, их глубины сердца.
(Игнатий Брянчанинов)
Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний.
(Игнатий Брянчанинов)
Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобным скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобным бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей.
(Игнатий Брянчанинов)
Пост тела есть пища для души.
(Иоанн Златоуст)
Назад к списку