Приход Храма Преображения Господня с. Метели - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Пост

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Евангелие от Матфея, гл.6, ст. 16-18)

 

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.

(Иоанн Дамаскин)

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело.

(Иоанн Златоуст)

Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить.

(Василий Великий)

Пост — хороший учитель.

(Иоанн Кронштадтский)

Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнуриться и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

(Серафим Саровский)

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; а иначе может быть то, что, изнемогшу телу, и душа слабеет.

(Серафим Саровский)

Благоразумное пощение, приявшее в спутники себе бдение и молитву, скоро делателя своего приводит к пределам бесстрастия, когда у него при этом и душа в прибытке смирения будет обливаема слезами и воспламеняема любовью к Богу.

(Симеон Новый Богослов)

Совершенная цель воздержания, чтобы иметь в виду не злострадание, расслабление и совершенную ко всему негодность тела, но удобство душевных движений в богообщении.

(Нил Синайский)

Пост бесполезен для тех, кои хотят посредством его заслужить людскую похвалу, имя святых, как о них говорится в Священном Писании, что они получают мзду в настоящее время (Мф. 6, 2), равно как бесполезен для тех, которые постятся не так, как угодно Богу.

(Иоанн Кассиан)

Не ревность к благочестию, а неразумие докажет тот, кто захочет строго держаться правил поста и тогда, когда по времени праздничному делается разрешение на пищу.

(Иоанн Кассиан)

К самоубийцам должно причислягь того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи.

(Иоанн Кассиан)

Должны быть различны время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу, но у всех должно быть одно правило укрощения плоти — для воздержания сердца и укрепления духа.

(Иоанн Кассиан)

Кто воздержанием очистит тело свое, а любовью — гнев и похотение — поводом к добродетели, молитвой же очищенный ум предстоять Богу научит, то стяжет и узрит в себе обетованную чистым сердцем благодать.

(Григорий Палама)

Добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия, злопамятства, совершения созерцания, молитвы и очищения.

(Григорий Палама)

Пост и невоздержание так взаимно противоположны, как жизнь и смерть. И заповеданный пост является ровесником жизни и естества человеческого, и дан он от Бога Адаму в раю изначально ради сохранения вложенной в него Богом жизни и Божественной благодати.

(Григорий Палама)

Есть пост и нетелесный, есть воздержание невещественное, относящееся к душе — удержание от зла: его ради нам узаконено и то воздержание от яств.

(Григорий Нисский)

Поелику мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай.

(Василий Великий)

Пост отрешает человека о плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.

(Игнатий Брянчанинов)

Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух. (Макарий Оптинский) Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.

(Иоанн Лествичник)

На хлеб и воду еще никто не жаловался. (Серафим Саровский) Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого.

(Дорофей Палестинский)

Поста не чуждайтесь. Он — вещь прелюбезная. Только помалу… Обычно так, чтоб после еды все в душе оставалось по-прежнему, т.е. и та же теплота сердца, и та же светлость мысли. Это мерка.

(Феофан Затворник)

Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе.

(Василий Великий)

Пост, это сильное орудие — когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства.

(Игнатий Брянчанинов)

Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и насыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, их глубины сердца.

(Игнатий Брянчанинов)

Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний.

(Игнатий Брянчанинов)

Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобным скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобным бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей.

(Игнатий Брянчанинов)

Пост тела есть пища для души.

(Иоанн Златоуст)


Назад к списку